Август оказался насыщен событиями еврейской жизни на постсоветском пространстве. Основное внимание наблюдателей было приковано к официальному визиту премьер-министра Израиля в Киев. Кроме того, продолжались непростые процессы в сфере сохранения исторической памяти, в Кишиневе была открыта новая синагога, а в Литве чуть было не закрылась единственная.
Взаимоотношения с Израилем
● 18–20 августа Украину посетил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Глава израильского правительства встретился с украинским президентом Владимиром Зеленским и принял вместе с ним участие в мемориальной церемонии памяти жертв Холокоста в Бабьем Яре. Кроме того, в ходе визита прошли переговоры с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом и было подписано несколько двусторонних соглашений о сотрудничестве. Биньямин Нетаньяху также встретился с представителями украинской еврейской общины.
Визит проходил в доброжелательной и торжественной атмосфере. Сам израильский премьер назвал его «историческим». Это определение стало штампом. Его постоянно использовали и украинские СМИ. Между тем, никаких конкретных результатов ощутимых он не принес. В израильских СМИ его называли «ненужным» и обращали внимание на его предвыборный характер.
В видеоролике, записанном в Киеве, Биньямин Нетаньяху утверждал, что визит принес «договор о свободной торговле и представительство Украины в Иерусалиме». Это заявление выглядит несколько преувеличенным.
Дело в том, что соглашение о создании зоны свободной торговли между двумя странами давно подписано. В Украине его ратифицировала Верховная Рада, а 7 августа подписал и президент. Введение его в силу задерживает как раз израильская сторона, в первую очередь из-за неработоспособного с конца прошлого года из-за коалиционного кризиса Кнессета. Хотя в ходе киевского визита обсуждалось расширение соглашения с товаров также и на услуги, не совсем понятно, как можно расширять рамки того, чего де-факто пока еще нет.
Заключенные в Киеве соглашения о сотрудничестве были подписаны послами обеих стран, что наглядно отражает невысокую степень их важности. Они носили декларативный характер и касались не самых значимых аспектов двусторонних отношений. Конкретно, речь шла о следующих документах:
• Меморандум о взаимопонимании между Министерством аграрной политики и продовольствия Украины и Министерством сельского хозяйства и развития сельских территорий Государства Израиль о сотрудничестве в области сельского хозяйства;
• Соглашение между Министерством образования и науки Украины и Министерством образования Государства Израиль о содействии изучению языка иврит в учебных заведениях Украины и изучению украинского языка в учебных заведениях Государства Израиль;
• Программа сотрудничества в области образования, культуры, молодежи и спорта между Кабинетом Министров Украины и Правительством Государства Израиль на 2019-2022 годы;
• Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития и торговли Украины и Израильским патентным ведомством Министерства юстиции Государства Израиль.
Ни один из подписанных документов не требовал ни участия глав государств, ни сколько-нибудь серьезных предварительных переговоров и согласования.
Утверждая, что «визит принес представительство Украины в Иерусалиме», Биньямин Нетаньяху, похоже, сознательно ввел аудиторию в заблуждение, желая выдать результаты «исторического» визита за крупный внешнеполитический успех. Это утверждение выглядело как намек на перенос Украиной (вслед за Соединенными Штатами) своего дипломатического представительства из Тель-Авива в Иерусалим. На самом же деле, во-первых, никаких официальных документов на счет «представительства» подписано не было. Идея открытия «центров высокотехнологического сотрудничества» в Киеве и в Иерусалиме только была озвучена в ходе совместного брифинга Владимира Зеленского и Биньямина Нетаньягу. Во-вторых, что еще более важно, речь идет о бизнес-центрах, а не об официальных дипломатических институтах. Посол Украины в Израиле Геннадий Надоленко был вынужден даже выступить даже с официальным разъяснением по этому поводу. Отдельно он подчеркнул, что о переносе посольства или открытии консульства в Иерусалиме речь не идет.
Предположение, что израильский премьер в первую очередь руководствовался внутриполитическими целями, выглядит правдоподобным. На беспрецедентных повторных досрочных выборах, которые пройдут в Израиле в сентябре, решающими могут оказаться голоса «русских» избирателей (т. е., эмигрантов из стран бывшего Советского Союза, в том числе из Украины). Действующий премьер и партия «Ликуд» как никогда ранее активно ведет пропаганду на «русской» улице. Похоже, что киевским визитом Биньямин Нетаньяху хотел привлечь симпатии выходцев из Украины и как-то уравновесить свой имидж «пророссийского» политика и «друга Владимира Путина». В последнее время в Израиле все чаще высказывается мнение, что даже выходцы из самой России далеко не в восторге от этой кампании Ликуда.
Перед поездкой израильский премьер утверждал, что будет обсуждаться соглашение о пенсиях. В Киеве, по крайней мере публично, этот вопрос вообще не упоминался. Похоже, прозвучавшее в Израиле обещание обсудить проблему выплаты пенсий пожилым израильтянам, выходцам из Украины, было призвано только привлечь их голоса на осенних выборах в Кнессет.
Вообще, Биньямин Нетаньяху очевидно избегал публичного упоминания всех сколько-нибудь сложных вопросов. В израильской прессе его критиковали (на наш взгляд – неправомочно), например, за отсутствие каких-либо заявлений об украинских коллаборационистах в годы нацистской оккупации. Владимир Зеленский в своих выступлениях и комментариях в ходе визита говорил о проблеме отказа украинским гражданам во въезде в Израиль (несмотря на безвизовый режим), несколько раз озвучил предложение израильской стороне официально признать Голодомор геноцидом украинского народа, выражал благодарность за поддержку украинской территориальной целостности. Биньямин Нетаньяху никак не прокомментировал ни один из этих тезисов. Очевидно, он не хотел высказываться по вопросам, допускающим спорное толкование, чтобы не давать повода для критики. Израильская сторона даже попросила, чтобы пресса не присутствовала на формальном, положенным по протоколу возложении цветов возле мемориала памяти жертв Голодомора. Увековечивание памяти жертв Голодомора болезненно воспринимается Россией. По сообщению газеты «Маарив», Россия высказывала неформальное пожелание, чтобы премьер-министр Израиля не участвовал в Киеве в официальных церемониях памяти жертв Голодомора. (Представитель российского посольства в Тель-Авиве, впрочем, это сообщение опровергал.) Очевидно, Нетаньяху не хотел без серьезного повода дразнить Кремль.
Однако, декларативный характер и отсутствие содержательной повестки не отменяет положительного факта самого визита и важности прямых личных контактов лидеров Украины и Израиля.
Следует отметить также некоторые детали визита, на которые не обратили внимания популярные СМИ, но которые важны для понимания тенденций в еврейской общине.
● Мемориальная церемония, прошедшая в Бабьем Яре, была организована исключительно по случаю приезда израильского премьера и, предположительно, по его инициативе. Обычно, жертв нацистских убийств в Киеве вспоминают 29 сентября, в день начала массовых расстрелов евреев в Бабьем Яре. В речи Биньямина Нетаньяху прозвучало, но не было артикулировано четко, что он «говорил с господином Щаранским о том, чтобы основать здесь знак памяти ради всех наших умерших».
Широкой аудитории осталось непонятным, что израильский премьер имеет в виду не абстрактную инициативу, а вполне конкретный «памятный знак». По всей видимости, он был привлечен лоббистами неоднозначного проекта Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» (BYHMC) к его публичному продвижению. Диссидент советского времени Натан Щаранский в настоящее время возглавляет Наблюдательный совет проекта.
Проект BYHMC был инициирован международной группой еврейских крупных бизнесменов, в основном, российских. Главный финансовый ресурс находится в руках одного из самых богатых россиян Михаила Фрдимана, владельца «Альфа-банка». Он известен близостью к Кремлю и личной дружбой с Владиславом Сурковом. Украинская общественность, историки и еврейская община, настороженно отнеслись к инициативе, подозревая, что тема Холокоста в рамках данного проекта может быть использована для антиукраинской пропаганды.
Инициированный российскими олигархами BYHMC – не единственный проект мемориализации Бабьего Яра. Параллельно, украинская еврейская община совместно с Министерством культуры работает над реализацией Музея Бабьего Яра.
Этот проект пользуется поддержкой специалистов и украинской общественности в целом. Однако значительные финансовые ресурсы российских олигархов позволяют им более эффективно лоббировать свой проект BYHMC на международном уровне.
● Кроме того, обращает на себя внимание состав гостей на встрече израильского премьера с представителями украинской еврейской общины. Коротко говоря, мероприятие еще раз продемонстрировало резко возросшую после победы Владимира Зеленского на выборах роль структур, связанных с Хабадской Федерацией еврейских общин Украины и Объединенной еврейской общиной Украины.
Центральные органы обеих организаций находятся в Днепре, обе они тесно связаны с бизнесменом Игорем Коломойским.
● Антисемитская реакция. Некоторые аспекты визита вызвали критические и не всегда корректные комментарии, в первую очередь – в социальных сетях. Чаще всего несдержанные эмоциональные комментарии касались инцидента, произошедшего в аэропорту «Борисполь» сразу по приезду израильской делегации. Премьер-министру и его жене, Саре Нетаньяху, устроили торжественную встречу. Девушки в украинских национальных костюмах, обращаясь к израильским гостям по-украински, преподнесли им традиционные хлеб и соль. Премьер-министр отломил символический кусок каравая для себя и для своей супруги. На видео, запечатлевшем встречу, однако отчетливо видно жест Сары Нетаньяху, стряхивающей крошки с пальцев сразу после того, как супруг передал ей угощение. На следующее же утро данное видео широко распространилось в социальных сетях и на некоторых новостных ресурсах. Многие комментаторы акцентировали внимание на том, что супруга израильского премьер-министра халатно выбросила кусок хлеба, выказывая тем самым неуважение и пренебрежение украинскими традициями и этикетом.
Однако следует подчеркнуть, что эмоционально окрашенные критические обсуждения не вышли за пределы социальных сетей и, в мягком виде, комментариев на новостных каналах. Никто из известных публичных людей не высказывался негативно на эту тему и никаких демонстративных действий, связанных с упомянутыми инцидентами, замечено не было. Напротив, доминирующим тоном комментариев в СМИ был крайне позитивный тон, доходящий до восторженного. Высказывались даже конспирологические подозрения, что «инцидент с хлебом» в аэропорту специально раздувается Россией для того, чтобы испортить израильско-украинские отношения.
Насколько представляется возможным судить, эти предположения ни на чем не основаны, но по-своему показательны. Очевидно, что двусторонние отношения переживают сейчас хорошие времена, и уровень антиизраильских настроений в украинском обществе низок.
Часть негативных комментариев досталось также украинскому президенту. Так, ультраправый блогер и публицист Дмитрий Корчинский в видео, записанном по поводу визита, подчеркивает этническое происхождение Владимира Зеленского, и утверждает, что «Нетаньяху просто приехал своим присутствием поддержать соплеменника, поскольку Владимир Зеленский, как известно, еврей. И хорошо, что к нам с таким президентом еще кто-то приезжает».
Наиболее абсурдная антисемитская реакция на приезд израильского премьера ожидаема была зафиксирована на оккупированной Россией украинской территории и в самой России. Так, бывший «председатель» так называемого «Совета министров Луганской Народной Республики», российский политтехнолог Марат Баширов артикулировал версию, что Израиль озабочен созданием «запасного аэродрома», «государства-резерва». Это стремление якобы вызвано тем, что «государство Израиль в ближайшие 30 лет может оказаться под угрозой уничтожения». Украина, по мнению бывшего руководителя оккупационной администрации захваченных Россией районов Луганской области, «с ее огромными долгами» и «конфликтом на Донбассе», «является наиболее вероятным вариантом новой «земли обетованной». Надо сказать, что для российской политической элиты подобные взгляды не являются экзотическими. Похожие идеи ранее высказывал советник президента России Владимира Путина Сергей Глазьев, также активно участвовавший в организации российской агрессии против Украины в 2014 г.
Общинная жизнь
● Широкий общественный резонанс имела попытка временного закрытия хоральной синагоги в Вильнюсе – единственной действующей в Литве. 6 августа председатель Еврейской общины (литваков) Литвы Фаина Куклянски заявила, что синагога и общинный дом закрываются на неопределенное время из-за постоянных угроз.
Очевидно, поводом к такому решению послужила напряженность, возникшая после демонтажа в конце июля мемориальной доски, посвященной Йонасу Норейке (см. обзор за июль).
Заявление немедленно вызвало критику со стороны руководителей региональных отделений общины из Вильнюса, Каунаса, Клайпеды, Шяуляй и Паневежиса. В совместном письме они утверждают, что позиция, занятая Фаиной Куклянски, «настраивает против литовских евреев часть литовского общества».
9 августа было принято решение о возобновлении работы синагоги.
Каких-либо антисемитских эксцессов за этот период зафиксировано не было.
● В первых числах августа в Берегово (Закарпатская область) прошел фестиваль Дни еврейской культуры.
● 25 августа в Кишиневе открылась после ремонта возвращенная общине синагога «Лемнария».
Синагога была основана в 1835 г. Здание было национализирована после советской оккупации Молдовы в 1940 г.
В 2005 г. Американский еврейский объединенный распределительный комитет открыл еврейский общинный центр в здании, но собственно синагоги в нем не было, пока Александр Билинкис, президент Еврейской общины Республики Молдова, не пожертвовал средства на восстановление помещении в синагоги в здании.
Открытие синагоги было приурочено к образовательной конференции Лиммуд-СНГ, проходившей в Кишиневе.
Проявления антисемитизма
● Ориентировочно 17 августа был осквернен мемориал жертвам Холокоста возле с.Березки Кривоозерского района Николаевской области. На памятнике были выцарапаны свастики и оскорбления («хер жидам, а не землю»). Было открыто уголовное производство.
Проблемные вопросы сохранения исторической памяти
● Неоднозначную реакцию вызвала церемония установления памятника в мемориальном центре «Помни» в городе Самборе (Львовская область).
В 1990-х гг. за счет американского филантропа Джека Гарднера в городе было отреставрировано еврейское кладбище, одно из старейших в Украине. По инициативе филантропа был также создан мемориальный сквер.
Активность еврейской общины в сфере сохранения исторической памяти вызывала неоднозначную реакцию некоторых местных жителей, для которых это место ассоциировалось с памятью украинских партизан, предположительно бойцов Организации украинских националистов, расстрелянных нацистами возле ограды кладбища. В ответ на инициативу Джека Гарднера национал-радикалы установили три креста на еврейском кладбище.
В 2000-х гг. канадский адвокат Марк Фрайман продолжил инициативу по сохранению памяти жертв Холокоста в Самборе. После многолетних переговоров с местными властями было утверждено создание Мемориального парка «Помни», который бы увековечил память всех пострадавших по время Второй мировой войны в городе Самбор. При этом было оговорено условие, что христианские кресты будут перенесены на другое кладбище. Проект был разработан и реализован при поддержке организаций «Канадские друзья бывшего еврейского кладбища в Самборе» и «Украино-еврейские встречи». Готовность властей пойти на договоренность с канадскими еврейскими организациями вызывала антисемитскую реакцию у некоторых местных радикалов.
21 августа при участии предстоятеля Украинской греко-католической церкви митрополита Святослава (Шевчука), предстоятеля Православной церкви Украины митрополита Епифания (Думсенко) и Главного раввина Украины Якова Дова Блайха. прошла мемориальная церемония, включающая установку памятника погибшим украинским националистам и поминальную молитву на братской еврейской могиле, где похоронены около 1500 евреев. Однако, из трех крестов был перенесен только один. Конфликтная ситуация не получила окончательного разрешения.
Радикалы и провокаторы с разных сторон продолжали раздувать конфликт вокруг еврейского кладбища в Самборе.
С одной стороны, антисемиты утверждают, что «евреи занимаются вандализмом» в отношении православных символов. Попытка демонтажа крестов для их переноса натолкнулась на противодействие. В антисемитском ключе происходящее активно комментировал, например, лидер ультраправой группировки «Традиция и порядок» Богдан Ходаковский.
С другой стороны, с подачи директора Украинского еврейского комитета Эдуарда Долинского, ранее неоднократно искажавшего информацию для раздувания скандала, многих возмутило присутствие раввина на освящении памятника бойцам ОУН. В публикациях, восходящих к посту Э.Долинского в фейсбуке, уверенно, но без убедительных аргументов членов ОУН в Самборе обвиняют в убийствах евреев.
Память о Холокосте
● 27 августа в Белой Церкви (Киевская область) открылся мемориал, посвященный памяти жертв Холокоста и праведникам народов мира.
● Мемориал «Змиевская балка» под Ростовом частично лишился статуса памятника. Об этом заявил 6 августа руководитель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. По словам Кожина, по документам с 2012 г. охраняемая государством территория мемориала уменьшилась почти на две трети. Статус охраняемого объекта сохранил собственно памятник, но не находящиеся через дорогу от монумента братские могилы, в которых лежит большая часть убитых в Змиевской балке.
В Змиевской балке в августе 1942 г. были расстреляны около 27 тыс. человек, преимущественно евреев.