Как эпидемия «черной смерти» помогла создать еврейскую общину Польши
04.12.2018
В XIV веке по Европе прокатилась страшная эпидемия чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек – трети всего населения Европы. Ее назвали «черная смерть».
Сегодня известно, что причиной эпидемии были грызуны, но тогда никто не знал, что происходит. Официальная церковь заявила, что эпидемия – кара за грехи. Но вскоре появилось еще одно предположение, навсегда изменившее судьбы европейских евреев. В ноябре 1348 года их – инородцев на христианской земле – обвинили в намеренном заражении населения «черной смертью» путем отравления воды в колодцах. Последующие за этим погромы привели практически к полному уничтожению еврейских общин Швейцарии, Германии, Франции и Пруссии. Выжившие бежали на восток Европы, в Польшу – туда, где король Казимир III обещал им защиту и покровительство, и куда не добрались ни «черная смерть», ни погромщики. Именно эти евреи заложили основу того, что сегодня мы называем восточноевропейским еврейством.
В XXI веке уже никто не помнит страшную болезнь, которая некогда лавиной накрыла страны Европы. За пять-семь лет чума, прокатившись с юга Европы на север, унесла жизни 25 миллионов человек. Никогда еще мир не был так близок к апокалипсису, как в те годы.
Сначала никто не понимал, что происходит. Людей мучила неутолимая жажда, на теле появлялись странные багровые пятна, и больной умирал в течение трех-пяти дней. За считанные недели цветущие поселения превратились в города-призраки. Умерших некому было хоронить. Нередко жители, услышав о приближении чумы, оставляли свои дома и бежали из городов туда, куда напасть еще не добралась. Священники организовывали массовые покаянные шествия через города, и здоровые шли вместе с больными, что только увеличивало количество смертей. Лекарства от «черной смерти» не существовало. Не было случаев, чтобы кто-то из заболевших выжил.
Разносчиками эпидемии стали грызуны, которые во множестве расплодились на грязных и зловонных улицах. Большинство жителей средневековой Европы жили в условиях крайней скученности, пренебрегая правилами личной гигиены – считалось, что мытье вредит телу и душе. Кроме того, иммунитет людей был ослаблен недавно завершившимся Великим голодом, продолжавшимся фактически до 1335 года.
Но тогда этого никто не понимал. Объяснение эпидемии нашлось быстро – виноваты евреи, которые отравляют воду в колодцах.
Евреев обвинили в распространении «черной смерти» не только потому, что они были инородцами, жившими среди христиан. Смертность среди еврейского населения, действительно, была значительно ниже. Связано это было с замкнутым образом жизни в отдельных кварталах и с особыми ритуальными законами иудаизма, предписывающими поддержание личной гигиены– как, например, омовение рук перед едой и погружение в микву.
В ноябре 1348 года власти Шийона в Швейцарии арестовали несколько евреев и под пытками выбили у них признание в том, что они отравили воду в колодцах, чтобы заразить христиан чумой. Был назван и «рецепт» болезни – высушенные пауки, лягушки и сердца христиан, мелко истолченные и высыпанные в колодцы.
Флагелланты – религиозные фанатики, практикующие самобичевание и отказ от всех мирских потребностей – заявили, что евреи вступили в сговор с мусульманами с целью извести христиан, а чума – кара за веротерпимость христиан по отношению к евреям. То, что началось дальше, даже нельзя было назвать погромами – это было массовое истребление еврейского населения. Как только «черная смерть» достигала очередного города, евреев, не успевших вовремя сбежать, казнили – чаще всего сжигали заживо. Иногда в живых оставляли детей, которых насильно крестили.
Первыми жертвами стали швейцарские евреи; дальше такая же участь ожидала еврейские общины Германии, Пруссии и Франции. Некоторые правители и священники пытались остановить резню. Так, Папа Римский издал две буллы, в которых осудил погромщиков, разъяснив, что евреи также страдают от чумы, и эпидемия коснулась и тех регионов, где евреев никогда не было. Император Карл IV также осуждал происходящее. Были зафиксированы попытки некоторых городских властей не допустить массовых убийств. Но ненависть и страх оказались слишком сильны. За несколько лет эпидемии более трехсот еврейских общин в разных городах Европы были стерты с лица земли – их жители были убиты или бежали.
Выжившие евреи направились на восток. На тот момент единственной европейской страной, не убивавшей евреев и готовой их принять, была Польша. Уже в XVI веке, два столетия спустя, краковский раввин Моше Иссерлес писал: «Если бы Бог не дал евреям Польшу, как убежище, судьбой народа Израиля, по-видимому, было бы уничтожение…»
Польшу, как убежище, дал польский король Казимир III Великий, который симпатизировад и покровительствовал евреям. Он наделял их привилегиями и поощрял экономическую деятельность. Благодаря этому новая еврейская община, состоящая, в основном, из беженцев из Западной Европы, стремительно росла и развивалась.
По окончании эпидемии изгнанникам уже не разрешили вернуться в некоторые города. Но и многие из тех, кто мог вернуться, предпочли остаться в Польше. Так возникла одна из самых крупных еврейских диаспор в Европе. Значительно позже, после раздела Речи Посполитой, многие польские евреи оказались в Российской империи.
«Черная смерть» оставила неизгладимый след в истории. Пережившие эпидемию получили много опустевших земель, что способствовало экономическому развитию, и кое-что куда более ценное – иммунитет к страшной болезни. Евреи же в очередной раз сумели избежать уничтожения и от болезни, и от рук соседей-христиан.
В этой истории есть еще кое-что важное. В любой трагедии можно найти светлые пятна. Сейчас в нашей генетической памяти Польша стала символом смерти – из-за концентрационных лагерей на ее территории и нередкого участия поляков в уничтожении европейского еврейства. Однако нельзя забывать и о том, что значительно раньше, за семьсот лет до прихода нацистов к власти, Польша оказалась той самой страной, которая спасла евреев Европы от полного уничтожения. В те времена больше некуда было бежать.